Подписка

Введите Ваш E-MAIL:

Новости

Если Вы желаете сами составить отчет «Расчет платы по негативному воздействию на окружающую среду», но У ВАС НЕТ самого расчета по загрязняющим веществам, по:

Разделу 1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - Фактический выброс ЗВ, всего тонн   или

Разделу 3. Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты - Фактический сброс ЗВ в водные объекты, тонн то мы можем Вам помочь   


Плата за НВОС предприятий
Индекс материала
Плата за НВОС предприятий
Учет загрязнений.
Нормативы отходов и отчетность в уведомительном порядке
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
Отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства
Заполняем расчет
Все страницы

В процессе хозяйственной деятельности предприятий общественного питания образуются некоторые виды отходов (например, пищевые, канцелярские). Если на балансе у них имеются автотранспортные средства, тут уже следует говорить о загрязнении атмосферного воздуха. При этом законодательством РФ установлено, что за негативное воздействие на окружающую среду нужно платить. Рассмотрим основные положения нормативных актов, регламентирующих порядок расчета такой платы.

 

 

Общие положения

В силу ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. К видам такого воздействия относятся (ст. 16 указанного Закона):

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ от стационарных и передвижных источников;

- сбросы загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитным, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

- иные виды.

 

За загрязнение атмосферного воздуха физические и юридические лица платят в соответствии со ст. 28 Федерального закона N 96-ФЗ,  а за размещение отходов - в соответствии со ст. 23 Федерального закона N 89-ФЗ. Загрязнение атмосферы происходит, если у организации имеется, например, собственная котельная (стационарный источник) и используются в деятельности транспортные средства (передвижной источник). В качестве отходов могут выступать пищевые отходы, бумага, упаковка, лампы, расходные материалы для оргтехники и др.

 

В силу ст. 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ все отходы делятся на пять классов: I - чрезвычайно опасные, II - высокоопасные, III - умеренно опасные, IV - малоопасные, V - практически неопасные. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (код 912 010 01 00 00 5) относятся к V классу опасности.

 

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632. Согласно п. 1 данного документа он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Этим документом (п. п. 2 - 4) установлены два вида нормативов:

- в пределах допустимых нормативов;

 - в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

 

За сверхлимитное загрязнение окружающей среды плата вносится в пятикратном размере от ставок в пределах установленных лимитов (п. 5 Постановления Правительства РФ N 632). Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344.

 

Заметим, что в отношении транспортных средств вместо предельно допустимых нормативов устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и при их превышении повышающий коэффициент (5) не применяется, поскольку эксплуатация такого транспортного средства запрещена (ст. 17, п. 2 ст. 19 Федерального закона N 96-ФЗ, Письмо Ростехнадзора от 04.09.2007 N 04-09/1242).


 

Учет загрязнений

 

Организации и предприниматели, обязанные вносить плату за загрязнение окружающей среды, должны вести учет фактической массы (объема) выбросов, сбросов, размещения отходов, а также проводить производственный контроль за ними (ст. 30 Федерального закона N 96-ФЗ, ст. ст. 19, 26 Федерального закона N 89-ФЗ, пп. 5 п. 2 ст. 39 ВК РФ).

 

Массы загрязнений, поступающих в атмосферу и водные объекты, определяются в соответствии с п. п. 5.6, 5.7 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Учет в области обращения с отходами (образовавшимися, использованными, обезвреженными, переданными другим лицам или полученными от других лиц, размещенными) организуется в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721. Данные учета отходов оформляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в письменном и (или) электронном виде по прилагаемому к названному Порядку образцу (Приложения 1 - 4). Таблицы данных учета и учетные документы должны храниться в течение пяти лет (п. 21 Приказа Минприроды России N 721).



Нормативы отходов и отчетность в уведомительном порядке

 

Согласно ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:

- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации и др.

 

Исходя из этого, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ). При этом субъекты малого предпринимательства представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке.

 

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50. Субъекты малого и среднего предпринимательства такую отчетность представляют в соответствии с Приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30. Для них лимитами на размещение отходов является количество отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Плата за текущий год взимается с субъектов малого и среднего предпринимательства по факту без пятикратного коэффициента (Письмо Росприроднадзора от 07.12.2011 N 0Д-06-01-32/15903).


 

 

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

Проекты нормативов разрабатываются предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг (п. 4 Приказа Минприроды России N 50). Такие нормативы служат для определения ожидаемого количества образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

 

Проект разрабатывается в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703, а затем утверждается территориальным органом Росприроднадзора (п. 5 Приказа Минприроды России N 50). Заявление об утверждении нормативов и лимитов и документы принимаются Росприроднадзором по описи, копия которой с отметкой о дате приема направляется (вручается) предпринимателям (юридическим лицам) (п. п. 7, 9 Приказа Минприроды России N 50). Решение об утверждении нормативов и лимитов (либо об отказе в их утверждении) должно быть принято в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема документов (п. 10 данного Приказа). Отказать в приеме документов могут по причине наличия в представленных документах недостоверной информации.

 

 

К сведению. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы влечет наложение штрафа на должностных лиц от 1000 до 2000 руб., на юридические лица - от 10 000 до 20 000 руб. (ст. 8.5 КоАП РФ).

 

Утверждаются нормативы сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения предпринимателем и юридическим лицом неизменности производственного процесса и используемого сырья, представляемого в Росприроднадзор в виде технического отчета (п. 11 Приказа Минприроды России N 50). Представить технический отчет необходимо в течение 10 рабочих дней с момента окончания очередного года с даты утверждения лимитов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068). Если он будет представлен позже указанной даты, расчет платы за размещение отходов с момента истечения этого срока (10 рабочих дней) до момента представления отчета производится как за сверхлимитное размещение.

 

Если изменяются сведения, указанные в заявлении (например, вносятся изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ), документ об утверждении нормативов и лимитов должен быть переоформлен (п. п. 14, 15 Приказа Минприроды России N 50).

 

В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703, если хозяйствующий субъект выступает в качестве арендодателя части производственных территорий, помещений или оборудования и предоставляет арендатору право размещать отходы на собственных объектах, то отходы арендатора должны быть включены в проект нормативов и лимитов арендодателя. Если же арендатор самостоятельно обращается с отходами, к проекту прилагаются документы, подтверждающие эти обязательства арендатора.

 

Постановлением Правительства РФ N 344 по транспортным средствам установлены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух, которые зависят не от объема выброса загрязняющих веществ, а от вида и объема используемого топлива (Письмо Ростехнадзора от 02.08.2007 N 04-09/1037). Количество израсходованного топлива подтверждается первичными документами бухгалтерского учета.


 

Отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства

 

Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, утвержденный Приказом Минприроды России N 30, предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, образующих в результате хозяйственной деятельности отходы и в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ  относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

--------------------------------

 Такие субъекты отчетность представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту своей деятельности в уведомительном порядке (п. п. 3, 4 Приказа Минприроды России N 30). Отчетным периодом для них является календарный год, а если деятельность началась в течение отчетного года - с даты государственной регистрации юридического лица или предпринимателя. Представляется отчетность до 15 января года (п. п. 5, 6 данного Приказа).

 

Отчетность включает в себя (п. п. 8 - 12 Приказа Минприроды России N 30):

- общие сведения об отчитывающемся субъекте (полное и сокращенное наименование юридического лица (Ф.И.О. предпринимателя), место нахождения (жительства), телефон, ОКАТО и др.);

- баланс масс (в тоннах) образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, размещенных отходов за отчетный год. Указывается по каждому виду отходов с указанием его наименования, кода по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом МПР России N 786;

- сведения о юридических лицах и предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы (например, наименование юридических лиц (Ф.И.О. предпринимателей), место нахождения (место жительства), дата выдачи и номер документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности);

- приложения. В качестве приложений могут выступать копии договоров на передачу отходов другим юридическим лицам и предпринимателям за отчетный период, копии актов приема-передачи отходов по указанным договорам.

Отчетность должна быть пронумерована, прошита, скреплена печатью и подписью руководителя субъекта малого и среднего предпринимательства (индивидуального предпринимателя) (п. п. 13 - 16 Приказа Минприроды России N 30). Она либо представляется непосредственно в Росприроднадзор, либо направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Также на сайте Росприроднадзора размещены для свободного и бесплатного доступа электронная версия оформления отчетности и программное обеспечение для ее формирования.

Если субъекты малого и среднего предпринимательства не представляют отчетность в установленный срок, к ним может применяться административная ответственность, предусмотренная ст. 8.2 КоАП РФ (Письмо Росприроднадзора N ОД-06-01-32/15903).

 

 

К сведению. Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами грозит штрафом: должностным лицам - от 10 000 до 30 000 руб., предпринимателям - от 30 000 до 50 000 руб., юридическим лицам - от 100 000 до 250 000 руб. В качестве альтернативы штрафу для предпринимателей и юридических лиц может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.


 

 Заполняем расчет

 

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, Порядок его заполнения и представления утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204. Плательщики представляют его в Росприроднадзор  по месту нахождения каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по местонахождению плательщика в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект, не позднее 20-го числа, следующего за истекшим отчетным кварталом.

--------------------------------

 Если на территории РФ у плательщика более одной производственной территории, более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов, то расчет платы по ним включается в единый расчет. В отчетность включаются только те разделы, которые необходимы. Расчет, представляемый в бумажном виде, должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Если сумма платежа в отчетном периоде составляет 50 000 руб. и более, необходимо представить расчет в электронном виде (на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи в формате xml).

 

 Перечисление средств

 

Перечислить средства за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащие уплате по итогам отчетного периода, в силу Приказа Ростехнадзора N 557  необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом) (п. 9 Постановления Правительства РФ N 632).

--------------------------------

 Исчисление и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду плательщик производит отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям (п. п. 19, 20 Приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204). По передвижным объектам (транспортным средствам), зарегистрированным на территории муниципального образования, плата также вносится отдельно.

 

За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду ст. 8.41 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., для юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

 
Поделись ей с другими: